Мир в 2017: Версия Ротшильдов и оккультистов

Известный британский журнал The Economist, принадлежащий могущественной династии Ротшильдов выпустил новый номер, посвященный прогнозу н...

пятница, 31 октября 2014 г.

Скульптура античных городов Северного Причерноморья

Как и в других странах античного мира, изобразительное искусство в северо-причерноморских колониях достигло очень высокого уровня. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи - монументальной и вазовой, художественной обработки металла (торевтики) камня (в том числе и глиптики), дерева, кости поражают своим совершенством. Но, если в ранний период искусство греков-колонистов находилось на уровне достаточно близком к искусству метрополии, то со временем его развитие пошло своим путем, обусловленным влиянием окружающей иноплеменного мира находился в постоянном и разностороннем общении с греками.


Скульптура. Этот вид искусства был чрезвычайно популярен в античном мире. Статуи, бюсты, рельефы украшали площади, храмы, общественные и богатые жилые дома, могилы. Скульптуры изображали уважаемых населением богов и героев, выдающихся государственных деятелей и граждан за их заслуги перед городом. Местные скульпторы, конечно, находились под влиянием известных скульпторов из метрополии - Фидия, Скопаса, Праксителя и др. И даже копировали некоторые их произведения - известная, например, ольвийская реплика Афины-Девы. Вместе с тем, в северо-причерноморских скульптурных произведениях отразились местные художественные традиции. Особенно заметны они на Боспоре в первых ст.н.э., в меньшей степени в Ольвии и Херсонесе.

Яркой группой скульптуры на Боспоре являются надгробные стелы, известные еще с V в. до н.э .Сначала это были шлифованные мраморные или известняковые плиты, скромно украшены профилированным карнизом, фронтоном со пальметто и другими декоративными мотивами, говорится в блоге. С III ст. до н.э. в верхней половине стел начали делать рельефы, размещались в неглубокой нише под аркой с пилястрами. На рельефе изображались умершие, супруги, поминальные трапезы, воины и др. Под изображением вырезалось имя умершего и эпитафия. 

Лучшей художественностью стелы относятся к III-I вв. до н.э., они близки к античным образцам. В первые века н.э. на стелах содержат по два, а иногда и по три рельефа. Так, например, на одном потолке на верхнем рельефе изображен человек (вероятно покойника), лежащий на ложе, перед ним круглый стол двое слуг низкого роста - так, как правило, изображали людей зависимых, возможно, рабов (так называемая иерархическая перспектива) . На среднем рельефе помещен группу воинов, среди которых должен быть и похоронен. Изображения на третьем, нижнем рельефе сохранилось плохо.

В IV-III в. до н.э. на надгробных стелах Боспора появляются полуфигуры - поколении фронтальные изображения умерших, будто выходят из земли с плодом или сосудом в руке. На умерших - греческую одежду со свисающими складками и варварские остроконечные головные уборы. Тыловой сторону этих потолков не обработан, они вставлялись в ниши (эдикулы).

Скульптуры и рельефы, изображающие богов, героев, выдающихся людей очень близки к античных памятников метрополии. Это мраморная статуя Диониса из Керчи, статуя боспорского царя IV в. до н.э., статуя юноши, одетого в местный одежду - брюки, высокие сапоги и, в то же время, в греческий плащ.С V в. до н.э. известны и антропоморфные стелы, выполненные из местного известняка в виде бюста человека. Это довольно схематичное изображение головы и плеч; деталей лица на большинстве не определен, только изредка намечено глаза, нос, рот, а у женщин - грудь. Эту группу надгробных стел связывают с искусством племен Северного Причерноморья бронзового века.



В Херсонесе, в середине башни Зенона в 60-х гг. ХХ в. было обнаружено большое группу стел IV-III вв. до н.э., использованных просто как камень. На высоких прямоугольных плитах изображены похороненных, вооружение, а также они имеют надписи, как высеченные на камне, так и написанные краской. По своим художественным характеристикам они превосходят боспорские.

В первые века н.э. херсонесские стелы характеризует портретное сходство изображенных покойников. Скульптор отказывается от обобщенных идеализированных образов, характерных для эллинистического периода. Каждое изображение на этих произведениях индивидуальное. Новое направление было обусловлено влиянием римской портретной скульптуры, которой херсонеситы, вероятно, познакомились во время пребывания в городе римского легиона.

Среди ольвийских скульптур привлекают внимание фрагменты мраморных статуй Аполлона IV в. до н.э. и Артемиды III-II в. до н.э.Оригинальную мраморную стелу V в. до н.э. с изображениями по обоим бокам было обнаружено в окрестностях Ольвии. С одной стороны было изображено грека-атлета или воина, опирается на копье, на втором - скиф в коротком кафтане и штанах с горитом и луком на левом боку. Оба рельефы были расписаны. Греческая надпись, сохранившийся на ребре стелы, свидетельствует, что она была посвящена Леокс, сыном Молпагора богини.Возможно, что поводом посвящения была победа греков над скифами в какой локальной войне или битве, тогда не названа в надписи богиня - Афина.

С Ольвии происходит серия рельефов Кибелы, выполненных на известняковых плитах. Богиня изображена сидящей на троне, с львенком на коленях или у ног. В руках у нее Тимпан и жертвенная чаша. Несколько известняковых плит из Ольвии и ее хоры имеют изображения культовых танцев женщин, выполненных недостаточно детализированы.

Очень популярными в Северном Причерноморье были небольшие глиняные статуэтки - терракоты. Многие виды терракот завозились из метрополии, но и местные мастера изготавливали их в большом количестве. Это, прежде всего, уважаемые в каждом городе боги - Деметра, Кибела, Афина, Афродита, Дионис, Аполлон и герои. Изготовлялись терракоты в формах, а доделывались вручную, при этом вносились некоторые местные элементы.Затем терракоты выжигались и раскрашивались. Мастерскую, в которой изготовляли терракоты, раскопано в Херсонесе. Некоторые формы из нее были слепками из привезенных из метрополии статуэток. Вообще копирования античных образцов было достаточно распространено в городах Северного Причерноморья.








Комментариев нет :

Отправить комментарий