Мир в 2017: Версия Ротшильдов и оккультистов

Известный британский журнал The Economist, принадлежащий могущественной династии Ротшильдов выпустил новый номер, посвященный прогнозу н...

среда, 11 февраля 2015 г.

Беляны - уникальные суда без единого гвоздя


Сто лет назад по Волге и Каме ходили уникальные суда – беляны. Уникальны они были тем, что строились без единого гвоздя, служили один рейс и потом разбирались до щепки.

Беляны перевозили «белый лес» (то есть обработанные бревна), лыко, рогожу и пр. Рассчитанные на одну навигацию, они никогда не смолились, потому и получили свое название.

О погрузке беляны сложили поговорку: 

"Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами". 

На постройку одной беляны уходило в среднем 240 сосновых и 200 еловых бревен. Она состояла, в общем-то, из самого перевозимого груза. Лес укладывался на плоскодонную барку ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. 

Ширина такой нагруженной беляны иногда достигала 30 метров (длина же - до 100 м., высота — 5 м., грузоподъёмность — до 10 000 тонн!). Несмотря на свои размеры, беляна была очень маневренной, управлялась при помощи руля и огромного лота, который волочился по дну реки и, задерживая ход судна, давал возможность направлять его рулем в ту или другую сторону.

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, но иногда и до 80. Многие из них работали на помпах, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Ближе к корме на беляне для равновесия устанавливали по две избушки для команды - "казенки". Между крышами избушек перекидывался мостик с резной будкой лоцмана посредине. 

Хотя беляны и были лишь функциональными и одноразовыми, они богато украшались: огромными, похожими на паруса, флагами – государственными, торговыми или владельческими; лоцманская будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась под золото.

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX в.: требовалось огромное количество леса-топлива для пяти сотен пароходов. Лишь постепенно, с переходом на нефть, спрос на дрова упал. Но даже в конце XIX века их продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани. Дальше Царицына-Астрахани такие суда нигде не бывали.

А выполнившие свою миссию беляны разбирались, да так, что от них буквально ничего не оставалось: "казёнки" продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи, канаты, крепеж - абсолютно всё приносило доход владельцам белян.



2 комментария :

  1. Когда я прочитала про эти беляны впервые в прошлом году , то была поражена и восхищена .Восхищение мое относилось к нашему народу : какая смекалка , трудолюбие знания ! А поражена - тем , что как много выпало из нашей исторической памяти ,как много мы не знаем (забыли) о наших предках!!!!

    ОтветитьУдалить